Таблица 8.
Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет
№
п/п |
Физические
способности |
Контрольное
упражнение (теcт) |
Возраст
лет |
Уровень | |||||
Мальчики | девочки | ||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||||
1 | Скоростные | Бег 30 м, c | 11
12 13 14 15 |
6,3 и выше
6,0 5,9 5,8 5,5 |
6,1—5,5
5,8—5,4 5,6—5,2 5,5—5,1 5,3—4,9 |
5,0 и ниже
4,9 4,8 4,7 4,5 |
6,4 и выше
6,3 6,2 6,1 6,0 |
6,3—5,7
6,2—5,5 6,0—5,4 5,9—5,4 5,8—5,3 |
5,1 и ниже
5,0 5,0 4,9 4,9 |
2 | Координационные | Челночный бег
3×10 м, с |
11
12 13 14 15 |
9,7 и выше
9,3 9,3 9,0 8,6 |
9,3—8,8
9,0—8,6 9,0—8,6 8,7—8,3 8,4—8,0 |
8,5 и ниже
8,3 8,3 8,0 7,7 |
10,1 и выше
10,0 10,0 9,9 9,7 |
9,7—9,3
9,6—9,1 9,5—9,0 9,4—9,0 9,3—8,8 |
8,9 и ниже
8,8 8,7 8,6 8,5 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 11
12 13 14 15 |
140 и ниже
145 150 160 175 |
160—180
165—180 170—190 180—195 190—205 |
195 и выше
200 205 210 220 |
130 и ниже
135 140 145 155 |
150—175
155—175 160—180 160—180 165—185 |
185 и выше
190 200 200 205 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 11
12 13 14 15 |
900 и менее
950 1000 1050 1100 |
1000—1100
1100—1200 1150—1250 1200—1300 1250—1350 |
1300 и выше
1350 1400 1450 1500 |
700 и ниже
750 800 850 900 |
850—1000
900—1050 950—1100 1000—1150 1050—1200 |
1100 и выше
1150 1200 1250 1300 |
5 | Гибкость | Наклон
вперед из положения сидя, см |
11
12 13 14 15 |
2 и ниже
2 2 3 4 |
6—8
6—8 5—7 7—9 8—10 |
10 и выше
10 9 11 12 |
4 и ниже
5 6 7 7 |
8—10
9—11 10—12 12—14 12—14 |
15 и выше
16 18 20 20 |
6 | Силовые | Подтягивание:
на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) |
11
12 13 14 15 |
1
1 1 2 3 |
4—5
4—6 5—6 6—7 7—8 |
6 и выше
7 8 9 10 |
|||
на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки) | 11
12 13 14 15 |
4 и ниже
4 5 5. 5 |
10—14
11—15 12—15 13—15 12—13 |
19 и выше
20 19 17 16 |
ЧАСТЬ 1
УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
На уроках физической культуры в 5 — 9 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих классах является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка). Углубляются знания о личной гнгиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦИС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической культуры учащиеся 5—9 классов получают представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказания первой помощи при травмах.
Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования ,силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей.
Большое значение в подростковом возрасте придается решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностны ориентаций на здоровый образ жизни. На уроках физической культуры учитель должен обеспечить овладение учащимися организаторскими навыками проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; содействовать формированию у подростков адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию.
Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчиность и др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю содействовать развитию у учащихся психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления.
1.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий.
Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается четкой постановкой общей цели физического воспитания в школе, педагогических задач по освоению конкретного раздела или темы программы, а также в результате обучения детей двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических и методических знаний в области физической культуры, приобретения умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных способностей. Усилению мотивации занятий на уроках способствует привлечение подростков к судейству, руководству командой или отделением, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений. Интерес к уроку физической культуры обеспечивается применением различных технических средств обучения, тренажеров, соответствующих возрасту нестандартного оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий.
Обучение сложной технике основных видов спорта основывается на приобретенных в начальной школе простейших двигательных умениях и навыках. Высокое качество этого процесса обеспечивается умлым применением подводящих и подготовительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения (проблемное и программированное обучение, метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка и др.).
В среднем школьном возрасте (с 10—11 лет) техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику прежде всего правильно (т. е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемьтх двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.
В свою очередь, в данный период жизни детей развитие координационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также выносливости и гибкости. Для этого на уроках учителя физической культуры должны постоянно применять общеразвивающие и специально развивающие координационные упражнения и чередовать их с упражнениями, воздействующими на указанные кондиционные способности.
В 5—9 классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подходы особенно важны для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры.
При выборе содержания и методов проведения урока необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности занимающихся. При соответствую- щих условиях целесообразно объединять параллельные классы для раздельного обучения мальчиков и девочек.
В подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся знаниям по физической культуре, формы передачи которых на уроке зависят от содержания самих занятий, этапа обучения, условий их проведения и других факторов. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Однако знания становятся руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при объективном отражении закономерностей изучаемых двигательных действий и, во-вторых, если они органично включены в разнообразную деятельность учащихся. Знания надо сообщать таким образом, чтобы этот процесс не влиял на двигательную активность учащихся. Одним из возможных методических требований к сообщению знаний является реализация на практике меж- предметных связей с другими общеобразовательными предметами (физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.). При передаче знаний в подростковом возрасте очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий партнера и др.). Усвоение знаний учениками надо контролировать на основе наблюдения, устного и письменного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.
Воспитательньте и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности подростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям.
Чтобы содействовать укреплению здоровья, уроки по физической культуре необходимо проводить преимущественно на открытом воздухе; при этом костюм учащегося должен соответствовать погодным условиям и гигиеническим требованиям. При наличии определенных условий целесообразно приучатъ школьников заниматься босиком. Непосредственное решение оздоровительньтх задач на уроке важно связать с воспитанием ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, на соблюдение правил личной гигиены вне стен школы.
Оценка успеваемости по физической культуре в 5—9 классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире пщвлекать учащихся к оценке своих достижений и достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в больпiей мере ориентироваться на темпы развития двигательных способностей ученика, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре (и прежде всего при разработке содержания вариативной части программы) следует учитывать интересы и склонности детей.
При четырех и более уроках в неделю время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается.
Материал вариативной части, связанный с региональными и национальными особенностями, и время на его освоение определяют республиканские и областные органы образования. Другую составляющую вариативной части определяет сам учитель по согласованию с дирекцией школы. При выборе материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным видам физических упражнений, играм, единоборствам, а также упражнениям, имеющим большое прикладное значение, прежде всего упражнениям зимних видов спорта.
1.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА :
№
п/п |
Вид программного материала | Количество часов (уроков) | ||||||||||
Класс | ||||||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||
Базовая часть | 81 | 81 | 81 | 81 | 81 | |||||||
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | ||||||||||
1.2 | Спортивные игры (волейбол,футбол) | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | ||||||
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | ||||||
1.4 | Легкоатлетические упражнения | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | ||||||
1.5 |
|
11 | 11 | 11 | 11 | 11 | ||||||
2 | Вариативная часть | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | ||||||
2.1 | Лыжная подготовка | 21 | 21 | 21 | 21 | 21 | ||||||
Итого | 102 | 102 | 102 | 102 | 102 |
1.4. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
1.4.1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуiцествлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование соответствующих физических. функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физи-ческими упражнениями и спортом различной направленности.
Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование лично-стно-значимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение обще- подготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физическими упражнениями, контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
Культурно-исторические основы. Основы истории возникиовения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Изучение учебной и специальной литературы по физической культуре, изложение взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям. Самостоятельное выполнение заданий учителя на уроках физической культуры.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20…+22 °С), прохладные (+17…+20 °С), холодные (О.. .+8 °С), очень холодные (ниже О °С).
Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Пользование баней 1—2 раза в неделю. Температура в парильне +70…+90 °С (2—3 захода по 3—7 мин).
Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности трудной клетки и других антропометрических показателей. Приемы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
1.4.2. Спортивные игры
С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол (табл. 9). При наличии в школе, регионе определенных традиций и соответствующих условий вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).
В этом случае учитель самостоятельно разрабатывает программы обучения технике и тактике избранной спортивной игры, ориентируясь на предложенную схему распределения программного материала.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и опенивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
Уже с 5 класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятльного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные разлцчия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно вiыючая их в разнообразные виды игровой деятельности.
Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.
Таблица 9
Программный материал по спортивным играм.
Основная направленность | классы | |||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Баскетбол
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек |
Стойки игрока. Перемещения
стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение) |
|
—————- |
|||
На освоение ловли и передач мяча
|
Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге) | с пассивным сопротивлением защитника | — — — — — — — — — — | |||
На освоение техники ведения мяча | Ведение мяча в низкой, средней
высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой |
С пассивным сопротивлением защитника |
— — — — — — — — — —
— — — — — — — — — — |
|||
На овладение техникой бросков мяча | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м | То же с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,80 м в прыжке | — — — — — — — — — — | |||
Броски одной
и двумя руками в прыжке |
||||||
На освоение индивидуальной техники защиты | Вырывание и выбивание мяча | Перехват мяча |
|
— — — — — — — — — — | ||
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок |
|
|
— — — — — — — — — — | ||
На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
|
|
— — — — — — — — — — | ||
На освоении тактики игры | Тактика свободного нападения
|
|
|
|
||
Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков | с изменением позиций
|
Позиционное нападение и личная за- щита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину | ||||
Нападение быстрым прорывом (1:0) |
(2:1) | (3:2) | — — — — — — — — — — — | |||
Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». |
|
Взаимодействие
двух игроков в на- падении и защите через «заслон» |
Взаимодействие
трех игроков (тройка и малая восьмерка) |
|||
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола
Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:3 |
Игра по правилам
мини-баскетбола
|
Игра по упрощенньтм правилам
баскетбола — — — — — — — |
|||
Футбол
на овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек |
Стойки игрока; перемещения стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения) |
|
— — — — — — —
— — — — — — —
|
— — — — — — —
— — — — — — —
|
||
На освоение ударов по мячу и остановок мяча | Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема.
Остановка катяшегося мяча внутренней стороной стоны и подошвой |
Удар по катящемуся мячу внутренней частью подъема, по неподвижному мячу внешней частью подъема
|
Удар по катящемуся мячу внешней стороной
подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу) Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом |
Удар по летяще
му мячу внутренней стороной стоны средней частью подъема
|
||
На освоение техники ведения мяча | Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой |
с пассивным сопротивлением защитника |
— — — — — — —
|
с активным сопротивлением защитника |
||
На овладение техникой ударов по воротам | Удары по воротам указанными спо- собами на точность (меткость) по- падания мячом в цель | — — — — — — —
|
— — — — — — —
|
— — — — — — —
|
||
На освоение индивидуальной техники защиты | Вырывание и выбивание мяча
Игра вратаря |
Перехват мяча
— — — — — — —
|
— — — — — — —
— — — — — — —
|
— — — — — — —
— — — — — — —
|
||
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинации из освоенньих элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам | — — — — — — —
|
— — — — — — —
|
|||
На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | — — — — — — —
|
— — — — — — —
|
|||
На освоение тактики игры | Тактика свободного нападения |
|
— — — — — — —
|
— — — — — — —
|
||
Позиционные нападения без изменения позиций игроков | с изменением позиций | — — — — — — —
|
— — — — — — —
|
|||
Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2,3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот, |
|
— — — — — — —
|
— — — — — — —
|
|||
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных
способностей |
Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3 |
|
— — — — — — —
— — — — — — —
|
— — — — — — —
— — — — — — — |
||
Волейбол
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек |
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения) |
— — — — — — —
— — — — — — —
|
— — — — — — —
— — — — — — —
|
|||
На освоение техники приема и передач мяча | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку | Передача мяча
над собой, во встречных ко- лоннах. Отбива- ние мяча кула- ком через сетку |
Передача мяча у сетки и в прьгжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели | |||
На овладение игрой и комплексное развитие психомо- торных способностеи | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола
Игры и игровые задания с ограни- ченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках |
— — — — — — —
|
Игра по упро- щенным прави- лам волейбола.
— — — — — — —
|
— — — — — — —
— — — — — — —
|
||
На развитие координационных способностей[1] (ориентирование в пространстве быстрота реакций и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, прост ранственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму) | Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями
и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3 |
|
— — — — — — —
|
|||
На развитие выносливости* | Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин. |
|
— — — — — — —
|
|||
На развитие скоростных и скоростно- силовых способностей | Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и. п. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7—10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным
мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность |
|
|
|||
На освоение техники нижней прямой подачи | Нижняя прямая подача мяча с рас- стояния 3—6 м от сетки | Нижняя прямая подача мяча через сетку | Нижняя прямая подача мяча. При- ем подачи | Прием мяча, отраженного сеткой. Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки | ||
На освоение техники прямого нападающего удара | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером |
|
Прямой нападающий удар при встречных передачах | |||
На закреяление техники владения мячом и развитие координационных
способностей |
Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар |
|
— — — — — — —
|
— — — — — — —
|
||
На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений
владения мячом |
|
— — — — — — —
|
— — — — — — —
|
||
На освоение тактики игры | Тактика свободного нападения
Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0) |
Позиционное нападение с изменением позиций |
— — — — — — —
|
— — — — — — —
Игра в нападении в зоне 3. Игра в защите |
||
На знания о физической культуре | Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми | |||||
На овладение организаторскими умениями | Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию
разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры |
|||||
Самостоятельные занятия | Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию техничсскях приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов). Подвижные игры и игровые задания, приближснные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля | |||||
1.4.3. Гимнастика с элементами акробатики
Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1—4 классах, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, обручами, скакалками,), акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах в упорах на различных гимнастических снарядах (табл. 10).
Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовоп выносливости, гибкости).
Начиная с 5 класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса детей к занятиям, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровождение занятий.
После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.
Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма. В свою очередь, упражнения на снарядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.
С учетом большой доступности, возможности индивидуальных тренировок гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведения самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшении осанки.
Таблица 10
Программный материал по гимнастике с элементами акробатики.
Основная направленность | классы | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
На освоение строевых упражнений | Перестроение из колонны по одно- му в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и но четыре в колон- ну по одному раз- ведением и слия- нием, по восемь в движении | Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте | Выполнение команд «Полоборота направо!», «Полоборота нале- во!», «Полшага!», «Полный шаг!» | Команда «Прямо!», повороты в движе- нии направо, налево | Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге; перестроения из колонны по одному в колонны по два, по четыре в движении |
На освоение общеразвиващих упражнений без предметов на месте и в движении | Сочетание различных положений рук, ног, туловиша. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки. Общеразвивающие упражнения в парах | — — — — — — —
|
— — — — — — —
|
||
На освоение общеразвивающих упражнений с предметами | Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1—3 кг)
Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками |
Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (3—5 кг), тренажерами, эспандерами
Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками, тренажерами |
|||
На освоение и совершенствование висов и упоров | Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе | Мальчики:
махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор; |
Мальчики:
подъем переворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе; махом назад соскок |
Мальчики: из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев; | Мальчики: подъем переворотом в упор махом и силой; |
Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа | Девочки:
вис лежа; вис присев |
Девочки: махом одной и толчком другой подъем
в упор |
Девочки: из упора опускание вперед в вис присев; вис лежа на нижней жерди; сед боком на нижней жерди, соскок | Девочки: вис прогнувшись на перекладине с опорой ног о шведскую стенку | |
На освоение прыжков | Вскок в упор присев; соскок про
гнувшись (козел в ширину, высота 80—100 см) |
Прыжок ноги
врозь (козел в ширину, высота 100—110 см) |
Мальчики:
прыжок согнув ноги (козел ширину, высота 100—115 см) Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину Высота 105—110 см) |
Мальчики: прыжок
согнув ноги (козел в длину, высота 110—115 см) Девочки: прыжок боком с поворотом на 900 (конь в ширину, высота 110 см) |
Мальчики: прыжок согнув ноги
(козел в длину, высота 115 ем) Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высоту, та 110 см) |
На освоение акробатических
упражнений |
Кувырок вперед и
назад; стойка на лопатках |
Два кувырка
вперед слитно; мост из положения стоя с помощью |
Мальчики: кувырок вперед в стойку на
лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами Девочки: кувырок назад в полушпагат |
Мальчики: кувырок
назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках Девочки: мост и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад |
Мальчики: из
упора присев силой стойка на голове и руках; длинный кувырок вперед с трех шагов разбега Девочки: равно вырок весие на одной; выпад вперед; кувырок вперед |
На развитие координационных способностей | Ощеразвивающие упражнения без предметов и предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки е пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря | — — — — — — —
|
— — — — — — —
|
||
На развитие силовых способностей и силовой выносливости | Лазанье по канату шест гимнастической лестнице.
Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами |
— — — — — — —
|
— — — — — — —
|
||
На развитие скоростно силовых способностей | Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча | — — — — — — —
|
— — — — — — —
|
||
На развитие гибкости | Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами | — — — — — — —
|
— — — — — — —
|
||
На знания о физической культуре | Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений | Значение гимнастических упражнений для развития координационных спо- собностей; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для самостоятельной тренировки. История возникновения и забвения античных Олимпийских игр, возрождение Олимпийских игр современности, столетие Олимпийских стартов. Олимпийские принципы, традиции, правила, символика. Олимпийское движение подлинно общечеловеческое движение. Спорт, каким он нужен миру | |||
На овладение организаторскими умениями | Помощь и страховка; демонстрация упражнений; выполнение обязанностей командира отделения; установка уборка снарядов; составление с помощью учителя простейших комбинаций упражнений. Правила соревнований | Самостоятельное составление простейших комбинаций упражнений, направленных на развитие координационных и коцдиционных способностей. Дозировка упражнений | |||
Самостоятельные занятия | Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические, с использованием гимнастическях снарядов. Правила самоконтроля. Способы регулирования физической нагрузки | — — — — — — —
|
— — — — — — —
|
1.4.4. Легкая атлетика
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям (табл. 11).
Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с огггалкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.
Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.
Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.
Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5—7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8—9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.
Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания.
Таблица 11
Программный материал по легкой атлетике.
Основная направленность | классы | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
На овладение техникой спринтерского бега | Высокий старт
От 10 до 15 м Бег с ускорением от 30 до 40 м Скоростной бег До 40 м Бег на результат 60 м |
От 15 до 30 м
от 30 до 50 м
до 50 м
|
От 30 до 40 м
от 40 до 60 м
до 60 м
|
Низкий старт до
30 м от 70 до 80 м до70м
Бег на результат 100 м |
— — — — — — —
— — — — — — —
|
На овладение техникой длительного бега | Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин
Бег на 1000 м |
Бег в равномерном темпе до 15 мин
Бег на 1200 м |
Бег в равномерном
темпе — до 20 мин, девочки — до 15 мин Бег на 1500 м |
— — — — — — —
Бег на 2000 м (мальчики) и на 1500 м (девочки) |
— — — — — — —
— — — — — — —
|
На овладение техникой прыжка в
длину |
Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега |
|
Прыжки в длину с
9—11 шагов разбега |
Прыжки в вдлину с 11—13 шагов разбега
|
— — — — — — —
|
На овладение техникой прыжка в
высоту |
Прыжки в высоту с 3—5 шагов разбега |
|
— — — — — — —
|
Прыжки в высоту с 7—9 шагов разбега
|
|
На овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность | Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5—6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния 6—8 м, с 4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние
Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на заданную и максимальную высоту Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнера, после броска вверх: с хлопками ладонями после приседания |
с расстояния 8—10 м
|
Метание теннисного мяча на дальность отскока от стены с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов; в горизонтальную и вертикальную цель
(1х1 м) с расстояния 10—12 м Метание мяча весом 150 г с места на дальность и с 4— 5 бросковых шагов с разбега в коридор 10 м на дальность и заданное расстояние Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных и.п., стоя грудью и боком в направлении метания с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов вперед-вверх; снизу вверх на заданную и максимальную высоту.
Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнера, после броска вверх |
девушки — с расстояния 12—14 м, юноши — до 16 м
Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных и. п. с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов, с четырех шагов вперед-вверх |
Метание теннисного мяча и мяча весом 150 г с места на дальность, с 4— 5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность, в коридор 10 м и на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния
(юноши — до 18 м, девушки — 12—14 м) Бросок набивного мяча (юноши— 3 кг, девушки — 2 кг) двумя руками из различных и. п. с места и с двух- четырех шагов вперед-вверх |
На развитие выносливости | Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка |
|
— — — — — — —
Бег с гандикапом, командами, в парах, кросс до 3 км |
||
На развитие скоростно- силовых способностей | Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей |
|
— — — — — — —
|
||
На развитие скоростных способностей | Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью | — — — — — — —
|
|||
На развитие координационных способностей | Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодоле- нием препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками) |
|
— — — — — — —
|
||
На знания о физической культуре | Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; прави- ла соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка ддя выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой | ||||
На овладение организаторскими умениями | Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий | ||||
Самостоятельные занятия | Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены |
1.4.5. Лыжная подготовка
В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохождение дистанции длиной 2—3 км. Затем с увеличением скорости передвижения дистанция сокращается. Повышение скорости планируется постепенно к концу занятий лыжной подготовкой, что обеспечит суммарную нагрузку и подготовит учащихся к сдаче контрольных нормативов.
Умению правильно распределять силы на дистанции учащиеея обучаются на кругах длиной до 1 км с фиксацией времени прохождения каждого круга и последующим анализом результатов. Рекомендуется также провести 1 —2-темповые тренировки, что помогает распределить силы на всей дистанции и улучшает функциональные показатели школьников.
На каждом занятии необходимо уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих при увеличении скорости передвижения на различных дистанциях.
Успешное освоение техники передвижения на лыжах во многом зависит не только от качества уроков физической культуры, но и от самостоятельных занятий учащихся и выполнения домашних заданий. Задача педагога — ознакомить учащихся с правилами самостоятельной работы для того, чтобы эти занятия не имели отрицательного эффекта.
Программный материал по лыжной подготовке представлен в таблице 12.
Таблица 12
Программный материал по лыжной подготовке
Основная направленность | классы | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
На освоение техники лыжных ходов | Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы.
Подъем «полу- елочкой». Тормо- жение «плугом». Повороты переступанием. Прохождение дистанции 3 км |
Одновременный
двухшажный и бесшажный ходы. Подъем «елочкой». Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции 3,5 км. Игры: «Остановка рывком», «Эстафета с передачей палок», «С горки на горку» и др. |
Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте махом. Прохождение дистанции 4 км. Игры: «Гонки с преследованием», «Гонки с выбыванием», «Карельская гонка» и др. | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плу гом». Прохождение дистанции 4,5 км. Игры:
«Гонки с выбы- ванием», «Как по часам», «Биатлон» |
Попеременный четырехшажный ход. Переход с попеременных ходов на одно- временные. Преодоление контруклона.
Прохождение дистанции до 5 км. Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий и др. |
На знания о физической культуре | Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах |